Аоси Кудо. Дизайн упаковок для Shiseido

Перед поездкой я собирала косметичку, и встал вопрос, какой шампунь с собой взять. Обычно я предпочитаю в поездках пользоваться чем-то проверенным и привычным, то есть это автоматически означает, что в Россию шампунь я везу из Японии и на месте ничего не покупаю. Только в путешествиях по Японии я с собой ничего не вожу, потому что в гостиницах, рёканах и онсенах обычно очень хорошие средства.

Так уже исторически сложилось, что домой мы покупаем шампуни для салонного применения. Они часто идут в больших бутылках: 700 миллилитров или два литра. Двухлитровые бутылки получают особенно выгодными с учетом того, что такого объема шампуня для двоих человек, которые ежедневно моют голову, хватает ровно на год. И по стоимости выходит не сильно дороже обычных драгсторовских шампуней.

Но в этот раз у меня навскидку не нашлось маленьких дорожных бутылок, в которые можно было бы всего по-немногу отлить, и я купила пробы ради другие средства в относительно маленьких упаковках. Когда я вытащила бутылку с шампунем из коробки, которую принес курьер, то сразу же обратила внимание, какая у нее интересная форма и как она легла в руку. Показала Леше, и он припомнил мне выставку, на которой мы были пару лет назад, и где эта бутылка тоже, кажется, мелькала. Я полезла в свою коробку с материалами, и действительно Леша оказался прав.

Два года назад во время нашей очередной поездки в Токио, мы как обычно ходили по музеям фотографии, выставкам современного искусства и прочим визуально и эстетически приятным местам. И я потащила Лешу ко всему прочему на Гинзу, где у многих компаний есть свой магазин и галлерея. В галлереях часто проходят бесплатные выставки. Тогда мы попали на выставку фотографий Коко Шанель в одноименном магазине и выставку Shiseido, которая была посвящена изначально дизайнеру упаковок, а в последствии и креативному директору ряда брендов корпорации Shiseido Аоси Кудо.

Вот собственно бутылка, которая заставила меня вспомнить всю экспозицию и впечатления от нее.

Она же была изображена в раздаточных материалах, которые я даже сохранила, настолько эта тема мне тогда уже была интересна.

Собвственно сам Аоси Кудо, которому в следующем году исполнится всего лишь пятьдесят.

Он достаточно рано стал успешным в своем деле. Устроился работать в Shiseido графическим дизайнером сразу же после окончания учебного заведения в 1988 году. Четыре года работал во Франции. После ряда успешных работ он стал креативным директором. В Shiseido он проработал до 2005 года, и за это время успел получить ряд престижных наград за дизайн упаковок, который он сделал для этой корпорации.

 Корпорация Shiseido в Японии продает косметические средства под именем десятков брендов: от самых дешевых, рассчитанных на продажи в комбини, до очень дорогого люкса. И Аоси Кудо работал в основном для брендов в верхнем ценовом диапазоне, пока на пике своего успеха не ушел, чтобы основать с партнером свою студию.

Кудо всегда говорил о том, что упаковка товара не должна быть просто упаковкой и имеет право быть полноценным произведением искусства. Весь мир вокруг нас мы создаем собственными руками. Это наш выбор, чем себя окружить. Так почему бы не сделать выбор в пользу красоты?

Сама выставка проходила в нескольких залах. Мне сложно красиво перевести название выставки. По-английски они ее назвали “Form, Color and Structure. The Sensual World of Aoshi Kudo”. Вся экспозиция действительно была разделена на три части.

Своих фотографий у нас нет. Я точно уже не помню, но видимо там нельзя было фотографировать. Так что это все, что удалось найти в интернете.

В первом зале на столах были расставлены модели белого цвета, на примере которых объяснялось, с чего начинается работа по разработке дизайна упаковки. С формы - это основа. Упаковки, сделанные Аоси Кудо, очень узнаваемые. После просмотра некоторого количества работ видишь уже единый стиль. За основу он брал простые геометрические формы: цилиндры, сферы, кубы, многогранники, от которых отсекал грани. Все это кажется таким очевидным и напоминает мне уроки черчения.

Может быть потому, что черчение я любила, было очень интересно ходить, вертеть в руках те модели, которые можно было трогать, смотреть на них с точки зрения плоскостей и проекций и размышлять, как человек пришел к тому, чтобы высечь из заготовки именно эту форму.



Второй зал был посвещен цвету. Цвет уже больше связан с брендом и концептом. Про выбор цвета были пояснения, которые, в отличие от объяснений про форму упаковки, в моей голове практически не отложились. По крайней мере через два года я почти ничего не могу вспомнить. К слову, третий блок про структуру я помню еще меньше, чем блок про цвет.

Поскольку Аоси Кудо в какой-то момент стал креативным директором, его работа перестала замыкаться только на дизайне. Концепт, брендинг, реклама, съемка сезонных каталогов косметики и макияжей - все это проходило под его руководством. На выставке также были представлены и рекламные фотографии, и каталоги.

Выставка в сентябре 2011 года была по всей вероятности приурочена к выходу книги с фотографиями его дизайнов, которая увидела свет в том же месяце.

В посте несколько фотографий были взяты из превью к этой книге, а некоторые - иллюстрировали статьи о выставке или новости о получении какой-нибудь награды за удачный дизайн. Сейчас эти баночки и бутылочки могут смотреться достаточно заурядно, но нужно помнить, что этим работам 10-20 лет, и в свое время они производили совсем другой эффект.













Я отсканировала рекламную листовку с выставки, чтобы ее можно было рассмотреть немного ближе. Из всех этих упаковок, я помню, на меня самое сильное впечатление произвела помада. Ее футляр был меньше, чем футляры помад других фирм, но была в этом какая-то обманка, потому что масса помады такая же, как и у других компаний. Может быть такой эффект присутствовал за счет ее скругленной по краям формы. Она просто идеально легла в мою лодонь, словно специально под нее была сделана. И очень интересный, темный, глубокий цвет упаковки. Не избито-стандартный черный.

Я тогда стояла и думала, что черт побери, почему у меня до этого не было ни одной помады из этой линии.

Эта помада входит в линию The Makeup - тот самый международный бренд Shiseido, который известен во всем мире. Конкретно в этом дизайне линейка продавалась с 2001 года и в 2002 году получила международную награду Good Design Award в категории Product Design.

Но за редким исключением практически все упаковки товаров со временем подвергаются редизайну, чтобы соответствовать новым тенденциям. Поэтому все эти скругленные футляры помад с сложной формы пудренницы давно канули в Лету. На их место пришел более современный дизайн.

Такая волнистая форма в виде цветка камелии, который изображен даже на корпоративном логотипе, поддержана в упаковках и других товаров линейки.

Сам логотип тоже менялся со временем.

Кстати, за эти два года этой помады так и не появилось в моей косметичке. Я могу сколько угодно рассматривать дизайн упаковок как форму искусства, уважать людей, которые все это делают, и думать, как оно все прекрасно, но когда дело доходит до покупок конкретно косметики и уходовых средств, на упаковку я смотрю в последнюю очередь. Так что красивой и интересной упаковкой меня реальнее простимулировать к покупке пакета молока или банки со специями, но не крема или помады.

Аоси Кудо ушел из компании в 2005 году. Некоторые упаковки, которые были им разработаны, подверглись уже редизайну, но в них четко можно увидеть истоки. В прошлом году дизайнеры Shiseido получили очередную награду за свою креативную работу. И мне понравилось видео, которое также было сделано в прошлом году и было приурочено к ста сороковой годовщине основания компании. Некоторые упаковки товаров, представленных в видео, современные, но можно увидеть кое-что из того, что делал еще Кудо.

https://group.shiseido.com/company/business/feature/img/movie.swf

UPD: Внутри поста есть видео, которое выковыряно с сайта Shiseido с помощью какой-то матери. И в оригинале оно не должно играть до тех пор, пока не нажмешь там на спойлер. Но вот в Хроме оно, зараза, все равно само включается. Так что перед тем, как под кат идти, проверьте, что звук не на максимум включен и не доставит неудобства.